Читают блог

Блог Шараповой Натальи Николаевны

«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить».А.Дистервег
Я работаю в детском саду № 459 "Березка" г. Челябинска инструктором по физической культуре.

Детский сад - моя вторая семья, ведь каждый ребенок мне близок, каждый индивидуален и неповторим. Я стараюсь быть полезной в этом царстве детства, делиться с коллегами инновационными находками, вносить положительный настрой в коллектив, дарить радость познания детям.
четверг, 10 января 2013 г.

Интегрированная образовательная деятельность

Методика подготовки и проведения
интегрированной образовательной 
деятельности в области
Физическая культура


 Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ рекомендуется выполнить ряд важных действий:

- определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

- проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

- учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

- определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;

- выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределять задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;

- продумать развивающие задачи;

- использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);

-учитывая особенности формирования различных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);

- использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.);

-учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:

- обязательный учет содержания базовой программы детского сада;

- в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

- при разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированы знания;

- при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определения оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;

- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии;

- при планировании и проведении интегрированного занятия педагогами (ведущими занятия по различным разделам программы) требуется тщательная координация действий;

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

- на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи и задания и т.д..

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированные занятия – важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимозависимость различных наук. Поэтому основной и первоначальной деятельностью ДОУ по осуществлению культурологического подхода в интеграции образования являются интеграция и координация деятельности специалистов ДОУ (музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физической культуре), последняя первоначально может строится только на взаимосвязи содержания через образования через интегрированные занятия и интегрированные мероприятия (праздники, досуги). Суть интеграции педагогов в обучении детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.

Работу над созданием такой системы можно проводить по этапам:

- согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности;

- обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения;

- вопросы оплаты интегрированных занятий;

- взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах учебных дисциплин;

- планирование тематики и развернутых планов занятий.

Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированных занятий в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.

Интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы занятия могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельности сил» ребенка, данных ему от природы. Интегрированное занятие требует от педагога тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагог, в свою очередь, больше даст детям, если откроется им личность многогранная и увлеченная.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей, проявление творческой активности педагога.

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Необходимо стремиться, чтобы каждый цикл интегрированных занятий осуществлял какую-либо продуктивную деятельность, создавал коллективные композиции в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно- музыкальных композиций.

Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получит все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.

В содержании каждого раздела программы и образования в целом представлены три взаимосвязанных блока: знания, эмоции и познавательные мотивы, способствующие интеграции познания, новому синтезу информации, получаемой ребенком, тем самым, формируя у него не разрозненные знания о мире, а его целостную картину.

Проблема интеграции дошкольного образования важна и современно как для теории, так и для практике. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого – выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Целостно-интегрированный подход к педагогическому процессу в дошкольном и предшкольном образовании позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенны умения, системные знания; усилить мировоззренческую направленность интересов; более эффективно сформировать их убежденность и достичь всестороннего развития личности. Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают связанных отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция образовательных областей приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов, осуществлять проектирование содержания предшкольного образования на основе образовательной программы, концентрирующей содержание дошкольного образования.

Ведущими тенденциями в развитии структурных единиц учебно-воспитательного процесса в дошкольном и предшкольном образовании являются интеграция и дифференциация, в интеграции – усиление интеграционных начал в разработке занятия, в дифференциации - обучение классическим учебным предметам.

Содержание дошкольного образования, представляющее совокупность знаний, обеспечивающих взаимосвязь идей и исключающих фрагментарность, прагматизм в раскрытии содержания разделов программы, соответствует по объему возможностям детей и времени. Структурная целостность содержания образования может достигаться систематическим познанием одних и тех же представлений и освоением одних и тех же навыков, по возможности, в разных видах деятельности. Проектирование содержания образования с учетом выделенных блоков и интегрированного подхода позволяет связать материал, изучаемый и осваиваемый детьми, в единое целое.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Применение интеграции в ДОУ требует достаточно сложных, нестандартных решений от администрации учреждения. Во всех этих сферах интегрированное преподнесение материала воспитанникам становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий. Основанием интеграции может служить и необходимость совместных усилий педагога по формированию общеучебных умений воспитанников, и возможность изолированного преподнесения материалов разделов, общность их тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в программах. В любом случае задача воспитателей и специалистов, формирующих интеграционный блок предметов, - найти пути переработки элементов содержания и структуры своих направлений для объединения их в общий раздел или блок разделов.

Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

0 коммент.: