Читают блог

Блог Шараповой Натальи Николаевны

«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить».А.Дистервег
Я работаю в детском саду № 459 "Березка" г. Челябинска инструктором по физической культуре.

Детский сад - моя вторая семья, ведь каждый ребенок мне близок, каждый индивидуален и неповторим. Я стараюсь быть полезной в этом царстве детства, делиться с коллегами инновационными находками, вносить положительный настрой в коллектив, дарить радость познания детям.

ФГТ

В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).

Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается

- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности.

Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

- формирование их общей культуры,

- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

ФГТ в области физической культуры наиболее ярко просматривается в ходе интегрированной образовательной деятельности.

Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей, функциональных возможностей организма ребенка, воспитание выразительности, формирование базы и культуры движений. Для этого используются следующие средства: 
  • ОВД
  • стрейчинг
  • степ-гимнастика
  • танцы
  • акробатика
  • хореография
  • художественная гимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • элементы пантомимы и.т.п.
 Часто в ходе образовательной интегрированной деятельности используется музыка как средство дозированного эмоционального тренинга приводящего к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка (сюжетные ритмические гимнастики, ритмические гимнастики под музыку, использую потешки, поговорки, сюжеты русских народных сказок, что способствует воспитанию детей в народных традициях) Используют массажи и самомассажи (игровой массажи Уманской), пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз,  дыхательные гимнастики, которые проводятся в занимательной игровой форме.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников по основным направлениям реализации основной общеобразовательной программы ДОУ
ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.     Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским персоналом ДОУ и родителями. Ознакомление родителей с результатами.
2.     Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
3.     Формирование банка данных об особенностях развития и медико-педагогических  условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на укрепление их здоровья.
4.     Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье:
Ø Зоны физической активности,
Ø Закаливающие процедуры,
Ø Оздоровительные мероприятия и т.п.
5.     Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа  жизни среди родителей.
6.     Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
7.     Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная  гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей.
8.     Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.
9.     Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.
10.                       Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п.
11.                       Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
12.                       Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями.
13.                       Организация консультативного пункта для родителей в ДОУ для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.
14.                       Подбор и разработка индивидуальных программ (комплексов упражнений) для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия, осанки, зрения и т.д.с целью регулярного выполнения дома и в ДОУ.
15.                       Организация «круглых столов» по проблемам оздоровления и физического развития на основе взаимодействия со школой и участием медицинских работников.
16.                       Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.
17.                       Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
18.                       Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.
19.                       Взаимодействие со школой по вопросам физического развития детей.
20.                       Определение  и использование здоровьесберегающих технологий.
21.                       Правовое просвещение родителей на основе изучения социокультурного состояния родителей с целью повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ, способствующего укреплению семьи, становлению гражданственности воспитанников, повышению имиджа ДОУ и уважению педагогов.