Читают блог

Блог Шараповой Натальи Николаевны

«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить».А.Дистервег
Я работаю в детском саду № 459 "Березка" г. Челябинска инструктором по физической культуре.

Детский сад - моя вторая семья, ведь каждый ребенок мне близок, каждый индивидуален и неповторим. Я стараюсь быть полезной в этом царстве детства, делиться с коллегами инновационными находками, вносить положительный настрой в коллектив, дарить радость познания детям.

Из опыта работы


«Оздоровительная интегрированная образовательная деятельность МБДОУ

как одна из форм современных физкультурных оздоровительных технологий». 


Одной из основных задач, стоящих перед педагогами по новым федеральным требованиям, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюда­ется ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фактора­ми. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно­-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длитель­ное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звуча­щая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе и интенсифи­кация процесса обучения. Исходя из этого, возникла необходимость внедрения программы оздоровления детей.

Работая с детьми в образовательной области «физическая культура», я заметила, что детям интересно  сочетать разнообразные виды деятельности в ходе образовательного процесса. Поэтому в систему  физкультурно-оздоровительной работы с детьми, я включаю не только традиционные, но и современные физкультурно-оздоровительные технологии, где предпочтение отдаю интегрированной образовательной деятельности. Данная деятельность вклю­чает в себя развитие музыкальных способностей, речи, движения, познава­тельную деятельность с оздоровительной направленностью.
На основе программы «Зеленый огонек здоровья» Картушиной М.Ю.; методических рекомендаций Шармановой СБ.; «Я и мое здоровье» Тарасовой
Т.А. и др. я разработала систему проведения интегрированной оздоровительной образовательной деятельности с  детьми в виде тематического проекта «Я расту здоровым».

Коротко о специфике интегрированной непосредственной образовательной деятельности.

Для решения поставленных задач мною была создана картотека массажей и само­массажей, пальчиковых гимнастик, гимнастик для глаз и т.д., которые прово­дятся в занимательной игровой форме.
На протяжении учебного года я рекомендую  воспитателям включать в образователь­ный процесс цикл тематических проектов оздоровительной направленности «Я расту здоровым», в ходе реализации которых решаются такие задачи, как:
  • ознакомление  детей с важнейшими  анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);
  • развитие умения сознательно вырабатывать полезные при­вычки правильного обучение детей поведению в экстренной ситуации,   умению избегать опасных положений;
  • развитие творческого, критического и эвристического мыш­ления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях и т.д.

Мною пополняется картотека конспектов интегрированной непосредственной образовательной деятельности, предусмотрен­ных реализуемой программой «Радуга». В своей работе я использую разные формы проведения образовательной деятельности: уроки Знайки; мои первые уроки здоровья и т.д.

Для реализации поставленных задач в ДОУ созданы необходимые усло­вия:

оздоровительная интегрированная образовательная деятельность включена  в общую  систему физкультур­но-оздоровительной работы с детьми (1 раз в неделю как непосредственная образовательная деятельность во второй половине дня; ежедневные оздоровительные  паузы в совместной и самостоятельной деятельности детей).
 
интегрированная образовательная деятельность предполагает партнерскую совместную деятельность воспи­тателя, музыкального руководителя, воспитателя ИЗО, инструктора по физкультуре и ребенка в течение дня;

образовательная деятельность строго регламентирована по времени. Однако при ее проведении я учитываю самочувствие детей, их эмоцио­нальное состояние. В идеале образовательная деятельность рассчитана по длительности до 30 минут;

непосредственная интегрированная образовательная деятельность вариативна по форме, структуре, содержанию и темпу прове­дения; 
 
в структуру тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, мною используются психогимнастические этюды, песни, танцы, импровизации под музыку.

  Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья;

я акцентирую внимание на повышение иммунитета организма и профилакти­ку нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения;

важнейшая роль отведена музыке. С помощью   музыки провожу развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка;

в ходе образовательной деятельности использую малые формы народного фольклора (потешки, приговорки, прибаутки) для оздоровительных пауз, что способствует   воспитанию детей в национальных традициях, применяю сюжеты русских сказок.

В рамках проведения оздоровительной деятельности, наряду с традиционными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей ставлю перед собой еще и такие, на мой взгляд, очень важные задачи, как: 

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • приобретение навыка правильного дыхания;
  • привитие навыков элементарного самомассажа;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, во­ображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).
 Для качественной реализации поставленных задач регулярно про­водятся акции «День здоровья»; «Неделя здоровья» и т.д.; а также фестиваль «Мы выбираем красоту, здоровье, спорт»;

3. выполняю следующие требования при проведении оздоровитель­ной непосредственной образовательной деятельности:
речь максимально интонационно выразительная;
способствую позитивной ответной реакции ребенка;
соблюдаю точную методику проведения всех видов массажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений и т.д.  

В разработку оздоровительной образовательной деятельности включены специалисты физкультурно-оздоровительного блока (медицинский персонал: инструктор по ГВ, врач ДОУ; инструктор по ФК).

4. выработан примерный алгоритм построения оздоровительной      образовательной деятельности, который включает в себя задачи, оборудование, упражнение на мотивацию (коммуникативные игры; пальчиковые гимнастики и т.д.), ритмическая гимна­стика, самомассаж, инсценирование песни, итоговый сбор, который включает в себя фонопедическую игру, игру малой подвижности и т.п.

Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения технологии «Я расту здоровым» в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ. Дети стали гибче, выносливее, ловчее. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес.  

Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась мственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная  сфера ребёнка, появилась  естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, речь становится внятной и  мелодичной.
Ребята в ходе такой интегрированной образовательной деятельности получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера, такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность.

Таким образом, я считаю, что внедрение интегрированной оздоровительной образовательной деятельности в общую систему оздоровительных мероприятий с детьми помогает создать ус­тойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.